Человек

Здесь Вы можете обсудить психологические и философские аспекты троллизма в инете

Модератор: Custodian

Человек

Непрочитанное сообщение Fa » 07 авг 2011, 21:31

Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то
почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой
круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской
традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-
античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире
возвысилось до понятия о его особом положении, о чем говорит тезис, что человек
является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, фронесис,
mens, ratio и т.д. С этим воззрением тесно связано учение о том, что и в
основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому причастен и
человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений — это тоже
давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и
генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог
развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в
животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей,
которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению c человеческой
природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом,
существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые
не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет. Специальные
науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе, скорее скрывают
сущность человека, чем раскрывают ее. И если принять во внимание, что названные
три традиционных круга идей ныне повсюду подорваны, в особенности совершенно
подорвано дарвинистское решение проблемы происхождения человека, то можно
сказать, что еще никогда в истории человек не становился настолько
проблематичным для себя, как в настоящее время.

В «европейском культурном круге» есть пять «основных идей о
человеке». Помимо тех трех, о которых идет речь ниже, он ставит в этот же ряд
концепции Т. Лессинга, Л. Клагеса, П. Альсберга, Л. Болька, Д. X. Керлера и Н.
Гартмана. Оставив в экспозиции данной работы лишь традиционные концепции, он
придает совершенно иной масштаб своим рассуждениям.
Уже слово и понятие «человек» содержит коварную двусмысленность, без понимания
которой даже нельзя подойти к вопросу об особом положении человека. Слово это
должно, во-первых, указывать на особые морфологические признаки, которыми
человек обладает как подгруппа рода позвоночных и млекопитающих. Само собой
разумеется, что, как бы ни выглядел результат такого образования понятия, живое
существо, названное человеком, не только остается подчиненным понятию животного,
но и составляет сравнительную малую область животного царства. Такое положение
вещей сохраняется и тогда, когда, вместе c Линнеем, человека называют «вершиной
ряда позвоночных млекопитающих» что, впрочем, весьма спорно и c точки зрения
реальности, и c точки зрения понятия, — ибо ведь и эта вершина, как всякая
вершина какой-то вещи, относится еще к самой вещи, вершиной которой она
является. Но совершенно независимо от такого понятия, фиксирующего в качестве
единства человека прямохождение, преобразование позвоночника, уравновешение
черепа, мощное развитие человеческого мозга и преобразование органов как
следствие прямохождения (например, кисть c противопоставленным большим пальцем,
уменьшение челюсти и зубов и т.д.), то же самое слово «человек» обозначает в
обыденном языке всех культурных народов нечто столь совершенно иное, что едва ли
найдется другое слово человеческого языка, обладающее аналогичной
двусмысленностью. А именно слово «человек» должно означать совокупность вещей,
предельно противоположную понятию «животного вообще», в том числе всем
млекопитающим и позвоночным, и противоположную им в том же самом смысле, что,
например, и инфузории sten-tor, хотя едва ли можно спорить, что живое
существо, называемое человеком, морфологически, физиологически и психологически
несравненно больше похоже на шимпанзе, чем человек и шимпанзе похожи на
инфузорию.
Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым
существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-
временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя
самого.

Шелер
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями
Аватар пользователя
Fa
Мудрый человек
Мудрый человек
 
Сообщений: 308
Зарегистрирован: 22 июл 2011, 14:55
Откуда: Куда - Через тернии к звездам
Направление: Мир Вам!
Пункты репутации: 2

Вернуться в ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ


cron
Яндекс.Метрика